Азбука настроения

Женщина по имени Солнце. Мата Хари

Кто она, загадочная Мата Хари? В чем ее успех?

 Кто?! Что на этот раз? – воскликнула директриса.
– Простите, мисс Бейс, платье…, – пролепетала классная дама

– Что за платье?
– Платье в красно-желтую полоску, надела прямо в школу… Она вертелась и прихорашивалась перед остальными ученицами…
– Что за несносная девчонка, своевольница! Позвать Маргарет ко мне! – мисс Бёйс была вне себя от ярости: это в ее – то школе

В это время Маргарета увлеченно декламировала стихи французского поэта, забравшись прямо на парту. Подруги шушукались: «Ну и смелая. И влетит же ей….»
Знала ли она тогда, девочка с простым именем Маргарета Зелле, что пройдет время, и будет она жить в великой эпохе, эпохе Женщины по имени Солнце (или Мата Хари).
Школа окончена …Маргарету отправляют в другой город учиться на воспитательницу детского сада, и наверное, она стала бы ею если бы в нее не влюбился молодой учитель… Девушку срочно отправляют в Гаагу к дяде. От скуки Маргарета перепробовала все занятия.

Однажды утром она просматривала свежие газеты.
– Хм, что- то интересное, – ее взгляд упал на объявление: «Офицер из Голландской Восточной Индии, находящийся сейчас в отпуске дома, хочет познакомиться с милой девушкой с целью последующего супружества».
– А почему бы и нет? Мундир – это так привлекательно, – хмыкнула бесстыдница и принялась строчить офицеру письмо, добавив для эффекта свое фото.
Как и рассчитывала Маргарета, фотография взбудоражила воображение уже немолодого лейтенанта. Первого свидания оба ждали с нетерпением….

«Ах, какие мужественные эти закрученные усики, – промелькнуло в голове молодой девушки при встрече, – а он мне нравится». Маргарета уже не обращала внимания на то, что офицер Мак Леод на 20 лет ее старше и почти полностью лысый, и она совсем не заметила в нем жесткости. Да и неважно это было тогда …. Это была страсть, прошедшая как разряд тока. И всего через шесть дней после первой встречи они обручились и переехали в Восточную Индию. Грит (так ласково звал ее Рудольф) чувствовала себя королевой – и вела себя соответственно.

Однако, страсть вскоре улетучилась, и семейный небосклон стали заволакивать грозовые тучи. То, что было поначалу таким радужным, стало стремительно рушиться. Мак Леод и с юной женой стал проявлять свою солдатскую жесткость, к тому же он был невероятно ревнив и, как бы извиняясь за свою ревность, говорил:
– Грит, пожалуйста, постарайся понять: когда я свирепствую и ругаюсь, это происходит, прежде всего, потому, что я забочусь о детях. Потому не забывай – наши характеры совершенно разные!
Только одно внезапное трагическое событие, казалось, сблизило Грит и Рудольфа, ненадолго: умер их сын Норманн. Это была настоящая трагедия, мир перестал существовать. Оба, и Маргарета, и Рудольф, были сильными, с болью они справились, а вот с разногласиями нет.
И тут Маргарета поняла: единственное решение – развод, и для этого было необходимо вернуться в Голландию. Ей всего 24 года, а живет она в маленькой деревушке, где – то в тропиках на Востоке Индии. А главное, Рудольфа, которым когда-то восхищалась, она уже не могла терпеть.
Настроение достигло точки кипения.

В один из вечеров Маргарета решилась и завела разговор о Европе и о Париже.
– Дорогой, тебе не кажется, что в твоем возрасте стоит подумать и о себе, о своем здоровье, как никак ревматизм. О дочери, наконец? Нон давно пора познакомиться с родственниками. Было бы замечательно, если бы мы переехали в Европу. Ты знаешь, я давно мечтаю побывать в Париже…
– Нет, не кажется, я в первую очередь солдат, а потом уже муж и отец!
Последнее время все их разговоры перерастали в скандалы, и этот вечер не был исключением.
Ссора грозила перерасти в поле боя. Маргарета в сердцах запустила в мужа тарелкой. Мак Леод в свою очередь в бешенстве пнул стул и выпалил:
– Черт побери, Грит! Если тебе так хочется уехать в Париж, то почему же ты ничего для этого не делаешь?
Маргарета оцепенела… Действительно, почему? Париж вообще занимал особое место в ее воображении, ей казалось, он сам должен лечь к ее ногам. Но что – то сделать? Этого ей не приходило даже в голову.

Своевольная жена как будто проснулась. Вопрос был решен: сначала переезд, любой ценой, потом развод, затем Париж. Маргарета еще не знала, что и как она будет делать в городе своей мечты, она знала одно: она завоюет его!

Прошло время, и вот он Париж, снова Париж! Почему снова? Потому что, все уже позади: возвращение на Родину, развод, первое, и как тогда казалось катастрофическое путешествие во Францию, работа натурщицей, которая не приносила ни удовольствия, ни перспектив, ни денег. Только отпущенное прошлое. Что же ждет дальше?
…Маргарета уже истоптала те единственные туфли, которые у нее были, а поиски работы снова ничего не дали. Да, Париж, вот она идет по его серым зимним улочкам и пытается  собраться с мыслями: что же предпринять еще? Вдруг она буквально наткнулась на вывеску «Школа верховой езды мсье Молье». Эти мгновения решили всю ее дальнейшую судьбу. « Возьмут, – промелькнуло в голове, – Обращаться с лошадьми я научилась еще в Восточной Индии». Мсье Молье был потрясен, такая привлекательная особа хочет работать с лошадьми? Конечно же, он возьмет ее!

– Маргарета, – девушка вздрогнула от неожиданности, Молье подошел незаметно, – эта работа совсем не для вас, – с минуту он помолчал, поправляя седло любимого скакуна, – Вы слишком красивы и утонченны…. Знаете что, а не попробовать ли вам себя в танцах. Думаю, там вы будете иметь больше успеха, чем у лошадей.
– Мсье, я же.…Впрочем, Вы правы! Я попробую, – в голове молодой женщины мгновенно родилась идея, – я видела на Яве и Суматре танцы аборигенов. Я сделаю спектакль!
Она поставила на карту все – и выиграла, увидев и почувствовав свое будущее.
Она красива. Опыт показывал, что она нравится мужчинам. Она умела демонстрировать свой шарм. Она была довольно хитра и изобретательна. Она довольно хорошо говорила на малайском языке, видела малазийские танцы и … хотела Славы. Она будет танцевать! Да, чего бы это ни стоило!
Вскоре в салоне мадам Киреевской, известной своими благотворительными вечерами Она уже имела успех. Пресса тут же откликнулась: английский еженедельник «Кинг» восторженно ликовал: «Женщина с Дальнего Востока, приехала в Европу и внесла струю богатства восточных красок и восточной жизни в пресыщенное общество европейских городов. На сценических представлениях покрывала поднимаются и падают. Падают лишь с дымкой непристойности».
«Курье Франсэз» восхищался: « Когда она не движется, она завораживает, а когда танцует – ее обволакивает еще большая таинственность».
Как только статьи или заметки попадали к Маргарете в руки, она тут же вклеивала их в альбом. Все письма, все похвалы критиков, все свои фотографии – все аккуратно в альбомы. Маргарета снова и снова вчитывалась: каждое восторженное или едкое слово она воспринимала как призыв к действию, и каждая страница «мини архива» подтверждала ее уникальность.

На дебютном выступлении, к Маргарете подошел Эмиль Гиме:
– Мадам, вы восхитительны, – промышленник и знаменитый коллекционер поклонился, – Вы знаете я эксперт по восточным культурам…..
Мсье Гиме тут же взбрела в голову идея пригласить своих друзей на особое представление по-настоящему восточного искусства. И снова случай изменил жизнь Маргареты.
Разве мог мсье Гиме представить своей публике восточную танцовщицу с именем Маргарета Гертруда Зелле? Они долго обсуждали, спорили, и вот: имя Маргареты Зелле исчезло в забвении, и на сцене появилась Мата Хари.
Конечно, имя «Мата Хари» было странным для танцовщицы из Индии, ведь оно происходит из малайского языка, зато означает оно «Око дня», а проще, или даже сильнее– « Солнце».
Новое имя перевернуло жизнь Маргареты. Сбылась мечта : неизвестная девушка из Леувардена стояла на парижской сцене в роли восточной танцовщицы.
Мсье Гиме библиотеку своего музея превратил в индийский храм, свет свечей усиливал таинственность атмосферы, невидимый оркестр играл музыку, вдохновленную «индусскими мотивами и яванскими мелодиями».

За одну ночь она стала сенсацией, о которой говорил весь Париж, оказалась в центре мира, который обожал ее и поклонялся.
Под покрывалом искусства Маргарета погружала публику в головокружительное эротичное очарование. А ведь, по сути, само ее выступление было очень рискованным предприятием, и она прекрасно знала, как ей следует вести себя в цивилизованном обществе, превосходно вращалась среди гостей со всем приличием и грацией.
Она стала известной актрисой, и нужно было открыть уже нечто новое. Однажды она услышала, как парижане сравнивали ее танцевальное искусство с ее предшественницами, позволившими себе рискованные танцы.
– Забавно, говоря обо мне, они вспоминают прежде всего об Айседоре Дункан. А ведь она тоже не француженка, кажется, она приехала из Америки. Недурно танцует в своих разлетающихся древнегреческих одеждах. Мисс Дункан, да Вы весталка, а я, леди МакЛеод, Венера.
За это время Мата Хари поняла значение рекламы. Она строго следила за тем, что рассказывают о ее прошлом и настоящем. Она прилагала все усилия для создания полнейшей загадки.
Вскоре, у Мата Хари появился постоянный агент и менеджер, знаменитый Габриэль Астрюк. Это именно он помог привезти в Париж на гастроли певца Федора Шаляпина и русский балет Дягилева. Ведь она собиралась заключить в свои объятья большую публику и с его помощью она приняла ангажемент в театре «Олимпия» на Бульваре Капуцинов. Мата Хари словно наматывала волшебный клубочек своего Успеха: она уже танцует на сцене, где выступали самые интересные исполнители: Фред Карно, Чарли Чаплин, и проходили популярнее сеансы «синематографа». Мата Хари дебютировала за огромный по тем временам гонорар в 10 тысяч франков. Это был абсолютный триумф. Результат был ошеломляющим, выступление в спектакле Райнана и Хаудена «Мечта» на музыку Джорджа Бинга стало сенсацией. Результат оправдал все финансовые инвестиции.

Прошел год.
– Пора покорять мир, я еду в Испанию. На гастроли.
Это было ее первое выступление за рубежом. Она танцевала в центральном зале Мадрида.
В Мадриде она получила письмо от Астрюка. Это письмо заставило дрожать звезду от волнения и восторга: до сего момента она выступала с восточными танцами собственного изобретения, даже перейдя из интимной атмосферы парижских салонов к выступлениям перед широкой публикой в театрах варьете, она сохранила свой стиль. Теперь же, Габриэль пишет, что он подписал для нее контракт, и Мата Хари должна была выступить в балете Жюля Массене «Король Лахора» в Монте-Карло. Танцевать в балете некоронованного короля театральной жизни!

Премьера «Короля Лахора» 17 февраля 1906 года, на которой присутствовал сам композитор Массене, была огромным успехом. Мата Хари, «чье присутствие в Монте-Карло вызвало фурор», танцевала в третьем акте вместе со знаменитой мадемуазель Замбелли. Арию Зиты пела Жеральдина Фаррар, одна из самых блестящих певиц, когда-либо прибывавших из США.
Это был большой шаг вперед для Мата Хари. Она получила работу в серьезном театре. Теперь она стала знаменитой, потому что она могла хорошо танцевать!
Пресса назвала ее «соблазняющей звездой», придавшей балету «волнующий шарм необычных танцев Она отправилась в Вену, где в конце 1906 года начались ее победы в Австро-Венгрии.
Высокая и стройная, с пластичностью грации хищного зверя, Мата Хари приблизилась к такому периоду в своей карьере, которым она могла гордиться больше всего: она выступала вместе с Русским балетом в театре «Ла Скала» и танцевала роль Венеры.
Имея на руках контракт с самым большим оперным театром в мире, она уже носилась с идеями:
– Габриэль, я хочу заказать несколько своих фотографий в образе Венеры.
– Ты как всегда умница, – восхитился Астрюк, – это обратит на тебя внимание!

И это сработало! Театральные сезоны 1911 – 1912 годов Мата Хари танцевала в «Ла Скала» в двух балетах. Здесь она встретила Преображенскую, самую выдающуюся балерину того времени:
– Она дала мне очень полезные советы, – рассказывала она дирижеру Туллио Серафину .
– О, Вы и так серьезная актриса, –«una personalita» («личность»), с природными задатками к искусству, – и добавил, – К тому же, производите впечатление просто природной аристократки.
Она на самом деле «нашла свое место». В 1905 году как малоизвестная любительница без всякого обучения она начала танцевать, семь с половиной лет ее слава из частных парижских салонов пробилась через варьете, чтобы достичь апогея в Милане. Окончательно и бесспорно, когда-то Маргарета Зеле, а теперь звезда, была признана выдающейся танцовщицей. Не потому, что она воздействовала на зрителей эротикой, а потому что умела танцевать.
Миланские газеты были потрясены: «мастер танцевального искусства, с изобретательным даром мимики, творческой фантазией и необычайной силой выразительности»
Клубочек наматывался. Мата Хари шла вперед и попробовала себя в новом жанре: в оперетте ( театр «Де ла Ренессанс» оперетта «Минарет» по пьесе Жака Ришпена). «Бесспорная грация, красоты и гармония движений»: «Brava, bravissima, amiga!

И снова эксперимент: в шоу «Ревю в рубашке» Мата Хари выходит действительно в рубашке, причем, довольно длинной. Восточных танцев больше нет. Мата Хари переместилась в Испанию. Широкая испанская юбка скрывает ноги, возможно увидеть только ее руки, гибкие как лианы. Осталось и ее лицо с огромными глазами и тонкими губами. Снова аншлаг, и снова публика в восхищении.
Следующий шаг Мата Хари был еще более удивительным. Она выступала во «Дворце Трианон» в Палермо (Сицилия) «кафе-шантан-синема», то есть тот вид театра, который был очень популярен в те годы. Мата Хари выступала дважды в день. Она была звездой программы, включавшей десять номеров. Она сама – как и в большинстве случаев – писала либретто к балетам. «Химера светского видения».
Все шло просто отлично: звезда становилась мега звездой, и даже военные настроения, витавшие в мире, касались ее мало. Она часто общалась с немцами, и это было ее личным делом, к тому же, Мата Хари была подданной нейтрального государства. Она была красива. Она знала языки, и по обе стороны Рейна у нее было множество высокопоставленных знакомых. Именно тогда в ее жизнь вошел человек, который сыграл роковую роль, это был капитан Ладу. Ладу «увидел» в Мата Хари шпионку. А была ли она шпионкой? До войны она могла получать достаточно денег совсем другим путем. Дальше все осталось по-прежнему: у нее была слава, талант к импровизации, она ловила идеи и возможности на лету, видя их во всем окружающем, и от этих идей она горела, вовлекаясь со всей ей присущей страстью, окунаясь с головой в дело, как в любовь.

Любовь. А была ли в ее жизни настоящая Любовь? Да, Мата Хари любила мужчин: одни ее содержали, к другим она испытывала чувства.
Однажды во Франции она познакомилась с русским офицером. Его звали Вадим Маслов. Мата Хари влюбилась. Или полюбила по-настоящему? Вадим Маслов был капитаном первого особого полка армии Российской Империи. Сохранилось много разных фотографий Вадима и его визитная карточка. Одна из фотографий подписана: «Виттель, 1916 -воспоминание об одних из самых чудесных дней моей жизни, проведенных с моим Вадимом, которого я люблю больше всего на свете».
А Мир уже сотрясался от взрывов, и капитан Ладу плел сети для Женщины по имени Солнце и для себя самого: в июле 17 года Мата Хари было предъявлено официальное обвинение в шпионаже. А уже осенью, окончательный приговор – смертная казнь.
Накануне казни Мата Хари была как всегда безупречна: великолепно выглядела, великолепно держалась.
«Я смогу умереть»,- сказала Женщина Солнце. В октябре она была казнена….

Уроки жизни:
1. Она поставила на карту все – и выиграла. Умение рисковать, рубить мосты, связывающие с прошлым, верить, что все получится и прилагать к этому максимум усилий – вот, что значит «поставить на карту все и выиграть». Рискуйте и побеждайте!

2. Введение новаций. Чем больше совершенно нового и необычного (или нового взгляда на старые вещи), тем ценнее и притягательнее для других то, что вы делаете. Интересуйтесь новинками и вводите их в свою жизнь и жизнь окружающих.
3. Пошаговость действий. Шагать к своей вершине, своим мечтам, выверять каждый шаг, планировать его и делать, каждый шаг делать более сильным и смелым. Планируйте свои время, шаги и двигайтесь вперед, как Мата Хари от «малоизвестной любительницы до звезды»
4. Быть загадкой (una personalita – необычная личность). Сохраняйте таинственность, пусть в вашей жизни будут моменты известные только вам, даря бесценные секреты вашего личного Успеха людям, оставляйте самое сокровенное себе.
5. Найти свой стиль, найти свое место (дело). Делайте то, что вам нравится, любите каждое свое дело: будь то работа, увлечение или даже быт. Ищите интересные занятия, пробуйте себя в них, проявляйте себя по максимуму.

Давайте дерзать вопреки и благодаря всему, видеть уроки и знаки жизни вовремя, ведь жизнь одна!
© Спехова Наталья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *