Интервью и зарисовки из жизни,  Как научиться писать

Татьяна Петроченко – о писательстве, познании себя и радости обмена с миром

Сегодня гость нашего проекта – Татьяна Петроченко, интересный и творческий человек. И как все творческие люди, неординарный. С новостями, воспоминаниями, наблюдениями и прочими интересностями. Спешу представить.

– Здравствуйте, Татьяна! Поздравляем с первой книжкой! По образованию вы – психолог. Но помимо этого вы еще и кукол шьете и мандалы рисуете. А как писательство проникло в ваше творчество?

– Спасибо за поздравления! Случайно проникло, наверное, как потребность зализать ранки, рассказать что-то важное или просто получить удовольствие от рождения связных текстов.

Я помню свою первую писательскую работу – «Мой старый двор». Родилась внучка Анечка, и я подумала, что когда-нибудь ей захочется узнать о моем детстве, но тут же осеклась: ведь этого может и не случиться, много ли я сама свою бабулю спрашивала? Теперь вот жалею – бабушки нет, и мне уже не узнать, как она жила, во что играла, что ее радовало и что огорчало…

Я решила написать Анечке о городе, где родилась. Села за компьютер и сама не заметила, как пролетели семь часов, и родился рассказ. Потом его дописывала-переписывала и каждый раз плакала, что у девочки-Танечки, у меня, то есть, отняли дом детства.

Понравилось посредством слов  воссоздавать прошлое и оживлять чувства, рисовать образы, пространство. Так меня увлек процесс писательской работы, хотя работой я это не называла. Более того, никому не показывала своего сочинения, поскольку стеснялась. Осмелела я  много позднее, прошло больше года. А потом, на мастерской Наташи Спеховой-Роси уже рискнула придумывать героев, истории, сюжеты… Мастерская вывела меня за рамки автобиографической прозы в сочинительство.

 

– Писательство  теперь – это для вас хобби, терапия, призвание?

– Ох, какой интересный вопрос вы задаете. Я думаю, что по большому счету писательство –  это эффективная  терапия, как для пишущего человека, так и для того, кто ведет только «утренние страницы». Я своим клиентам часто рекомендую писать дневники, вести записи своей жизни, чувств, мыслей.

Я, конечно, лечусь о некоторые свои тексты, от других вдохновляюсь на жизнь, иные пишу, чтобы поделиться мыслями и сомнениями. Поскольку я не получаю гонорары за свои сочинения, то считаю писательство увлечением, способом творческого приспособления к миру и к себе, но если посчитать сколько удовольствия получаю от этого процесса  – то можно сказать, что это мое призвание. В писательстве я недолго, поэтому, полагаю, мне рано определять истинное место этой части моей жизни.

 

– Почему малая проза?

– Здесь ответ простой – я боюсь, что мне не хватит ни духа, ни способностей одолеть роман. Рискнула написать повесть в прошлом году, сделала первый шаг в сторону увеличения объема. Пока на этом и остановилась. Впрочем, я люблю читать рассказы больше, чем романы, возможно,  в этом тоже причина выбора жанра.

 

– Ваша первая книга «Нежная власть души», это сборник рассказов и повесть. Расскажите об этапах, которые книга претерпела: идея-процесс-воплощение.

– Об этом расскажу с удовольствием. Сначала я просто писала рассказы для себя, что называется «в стол». Потом мы со старшей дочерью задумались о необычном подарке на юбилей моему мужу. Дочь мне говорит: «Мама, ты нас всегда учила, что лучший подарок  тот, что сделан своими руками. А давай папе книгу подарим. Ты напишешь, а мы проспонсируем». Так родился этот писательский проект, и я основательно ушла в сочинение. Помогли найти хорошего редактора, она  подсказала издательство. Затем случайным образом вышла на замечательную художницу, сделавшую  иллюстрации-монотипии. Деньги на книгу сама заработала. Вот так она и родилась – семье на радость, мужу в подарок.

Признаюсь, было страшно выставлять себя напоказ, по пути возникало много соблазнов отказаться от издания книги, сославшись на недостаток способностей, опыта, денег, времени, сил … Но каждый раз от трусости спасалась желанием оставить детям и внукам память о себе, порадовать мужа. Я искренне постаралась сделать книгу максимально хорошо, насколько могла в данный момент жизни. Смогу лучше – сделаю лучше.

– Ваши главные герои – они кто?

– Мои герои – люди, которые нас окружают. У меня нет супер-героев, монстров, вампиров и прочей нечисти. Я люблю любить своих героев, я люблю писать о тех, кто мне интересен и близок, чьи проблемы и переживания откликаются в сердце. Я через своих героев осмысляю и переживаю жизнь в ее будничном течении, помогая им выруливать из сложных ситуаций,  я и себе помогаю жить свободнее и глубже.  В сущности, я продолжаю тему переживаний «маленького человека» в его большой жизни.

 

– Как «вызываете» вдохновение?  Или оно приходит само? Может, есть какие писательские  секретики или фишки?

– Фишек нет и секретов тоже. Все просто, как отваренные макароны. Вдохновение часто приходит от случайного слова, от первой строки, от названия будущего рассказа, от имени героя, от собственного настроения…  А еще вдохновение приходит от работы: завариваю чай, сажусь за компьютер, включаю таймер на два часа и пишу, – тут и вдохновение подтягивается на огонек.  Пока с вдохновением нет проблем, есть проблема найти время и волю, чтобы усадить себя за письменный стол.

 

– Участие в писательской мастерской Наташи Спеховой-Роси – это был своего рода творческий эксперимент или вы специально приходили за знаниями, информацией? Помогло ли? В чем?

– Это было мое осознанное намерение научиться работать со словом, узнать азы и секреты писательского мастерства. Я решила, что если уж мне суждено сейчас сочинять прозу, если я хочу заниматься писательством, то стоит научиться делать это качественно, грамотно  и увлекательно.

Было начало лета и высвободилось время. Поискала в интернете: кто, что, где? Случайно увидела мастерскую Наташи, прошла ее курс, получала обратную связь от Натальи и участников, и рискнула начать сочинять героев, придумывать им истории, но проложила учиться дальше. Читала книги, посещала другие курсы, мастер-классы.

Я невероятно благодарна Наташе за ее умение поддержать и помочь найти точки опоры в себе, за ее человеческую и профессиональную щедрость делиться знаниями, умение корректно и точно указывать на ошибки, готовность подталкивать вперед, уметь доверять себе. Я  училась еще на нескольких курсах, и могу сказать, что Писательская мастерская  Спеховой-Роси была самой продуктивной. По сути, эта  мастерская стала моей Альма-матер. Многим начинающим писателям рекомендовала ее и знаю, что некоторые учились и учатся у Натальи.

– Где можно купить вашу книгу?

– Издательство планирует разместить ее на «Озоне», но в данный момент книга только у меня. Это, можно сказать, эксклюзивное издание, тираж небольшой, буквально для своих – всего 300 экземпляров.

 

– Если завтра к вам придет начинающий писатель и спросит совет по поиску, например, своего издателя, вы ему посоветуете…..

– Я ему посоветую искать не издателя, а учиться видеть, чувствовать своего читателя и внимательно, требовательно, но и бережно  отнестись к себе на этом пути. Писательское ремесло скорее приносит не прибыть, но радость обмена с миром, переосмысления жизни, познания себя и других. Может, пока у меня мало тщеславия, чтобы стремиться быть опубликованной большими тиражами, а может, не достает смелости претендовать на это. Так что, в вопросе поиска издателя я не советчик.

©Татьяна Уварова, май 2015.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *