Как достигать целей,  Как научиться писать,  Как опубликовать книгу,  Приемы писательского мастерства

Малая проза Большого автора

Журналистка Маргарет Митчелл много лет вела бессистемные записи. К счастью, ее муж настоял на том, чтобы она оформила все отрывки в единое произведение. Так на свет появился гениальный роман «Унесенные ветром» – миллионные тиражи, 70 переизданий, переводы на 37 языков, Пулитцеровская премия, фильм, получивший 8 Оскаров.

Астрид Линдгрен много лет рассказывала своей дочке историю про Пеппи Длинный чулок, а когда девочка научилась читать, Астрид по памяти восстановила часть рассказов и оформила их в самодельную книгу – прообраз полноценной трилогии про Пеппи…

Да, иногда из хаоса действительно рождается замечательное большое произведение. Только эти случаи, скорее, исключение. Обычно наброски так и пылятся годами, никогда не превращаясь во что-нибудь стоящее. А почему? Чаще всего, автор просто не знает, с какой стороны к ним подойти и с чего начать систематизацию. В результате все откладывается «на потом» с тенденцией к «никогда».
На самом деле, есть более надежный способ создать масштабный роман. Для этого нужно научиться писать рассказы.

«Краткость – сестра таланта»
Вообще многие мастера литературы считают, что хороший рассказ написать труднее, чем хорошую повесть или роман.
В романе читатель, увязший в хитросплетениях сюжета, не заметит нудности диалога и не обратит внимания на сюжетный ляп. Да что там мелкие детали… Писатель иногда и сам не знает, чем закончится его история.

Александр Дюма, Писатель, Романист
Александр Дюма – вот уж кто любил долгоиграющие произведения, описывая гибель Портоса, очень переживал за своего героя. Когда мушкетер все-таки умер, его создатель долго плакал и искренне горевал. Он не ожидал такого конца. ? Трудно представить себе Чехова в такой же ситуации или, скажем, Довлатова.

«Словам должно быть тесно, а мыслям просторно»
Отличное правило для безупречного рассказа. Малая форма – это концентрация таланта и писательского мастерства, крошечный бриллиант с безупречной огранкой.
Вместить мысль в такой маленький объем, выдержать пропорции, найти нужные слова — все это трудно, порой до отчаяния. Любая промашка – и сюжет развалится на глазах, а читатель с недоумением закроет книгу.

****
Умение ювелирно проработать интригу, сюжет, характеры героев, а самое главное – способность донести определенную мысль до читателя лучше отрабатывать на рассказах. Ведь любая ошибка на виду!

У авторов, которые могут написать талантливый рассказ обычно не возникает проблемы с написанием романа. Только захотят ли они это делать? Это уже другой вопрос.
Надеюсь, совсем скоро ответ на него дадут участники тренинга «КнигаДО» – они обязательно создадут свой маленький шедевр в жанре малой прозы.

Екатерина Лобачева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *