Влияние слова,  Как научиться писать

Как наше слово отзовется

Лет 15 назад для студии Маниченко я писала статью о влиянии слова. Тогда эта тема невероятно взбудоражила, мы говорили о детях, о том, как важно создавать для ребенка словом светлый образ. И я глубоко убеждена, что слово — это уникальный инструмент, который может стать убивающим топором, может — спасающим пинцетом. И вот в чем штука, для взрослого тоже важен тот светлый образ слова. Согласны? Какая информация разрастается с каждым сказанным, с каждым написанным словом?

Можно ли\нужно ли писать обо всем грязном, что происходит вокруг? Нужен ли всегда и во всем happy end или взять и забабахать трагическую концовку? Или  вообще открытую?

Разумеется, каждый автор решает сам, какой концовке быть. Но важно помнить:  в жизни нет открытых историй. Есть затянутые, есть трагические, есть хэппиэндовские, но не открытые. И по чести сказать, не любит человек незавершенность, не хочет читатель додумывать за автора окончание сюжета (а редактор тоже человек-читатель). Кстати, действительно появляется ощущение, что автору не хватило фантазии на концовку. Предвижу  восклицание, мол, есть же обоснованные  открытые финалы. Да. Но таких мало, они уместны в психологически-направленной литературе, остальное можно сосчитать по пальцам. Это напоминает высекание статуи: создавал-создавал мастер  изваяние, а ногу оставил — пусть сами в воображении дорисовывают.

А по поводу трагедии в конце….

Есть у Высоцкого песня с взрывным вопросом:

Что остается от сказки потом,
    После того, как ее рассказали?

А что остается от прочтения вашего\моего письма, статьи, рассказа, романа? Как говорит Михаил Дашкевич, что в сухом остатке?

Можем ли мы сказать, что подарили мудрость или радость, свет и красоту? Или просто расковыряли рану и ушли?

Но диалог о трагедиях (да и вообще о мрачном содержании) довольно частый:

— В жизни столько всего происходит, ведь не только мимими, есть и разруха, и грязь, и преступления. Их что не показывать?

— Хм, показывать! Показывать все. Рядом с мусором всегда найдется чистый уголок, рядом с разочарованием — надежда, рядом с черной душой — открытая и светлая. Показывать только черное — однобоко. Мир не монохромный, в нем 7 миллионов оттенков.

Лет двадцать назад, когда я только пришла работать в школу (а я работала в школе, да), к нам нагрянул коммивояжёр с рюкзаком книг. Я тогда освободила рюкзак почти полностью. Но помню две книги: «Три товарища» Э.М.Ремарк и Д.Карнеги.

Ремарк. Он великолепен! Его язык бесподобен, неподражаем. Но…но…но…мир катится в бездну, безысходность окутала мир. Зачем я? Зачем ты? Зачем мы? Тихое ощущение бессмысленности… однажды безразлично замечаю, что мама подменила Ремарка на Карнеги (как хорошо, что она рядом). Зачем? Ладно, прочту….

Счастье. Счастье, что мама это сделала. А ведь были мысли красиво уйти. Думаете  я одна такая тонкая организация? Отнюдь.

Есть понятие "эффект Вертера". Так называют серию суицидов, вызванную самоубийством, имеющего массовую огласку. Эффект назвали в честь главного героя романа Гете, т.к. книга в свое время спровоцировала волну суицидов...

Вот так, книга имеет великую силу. И если ты владеешь словом, если это твой инструмент, то как им распорядиться? Что подарить читателю: разочарование или надежду, безысходность или горизонт возможностей, брезгливость или очарование? Помните:

Словом можно убить, Словом можно спасти,
 Словом можно полки за собой повести.
 Словом можно продать, и предать, и купить,
 Слово можно в разящий свинец перелить. Вадим Шефнер

И ведь нашлись люди добрые, что озаботились точностью и исследования провели:

Ученые из Университета Атланты проследили за тем, как чтение художественной литературы влияет на мозг человека. Исследователи предложили 21 добровольцу ежедневно в течение нескольких дней прочитывать по 30 страниц из романа "Помпеи" Роберта Харриса, в котором описывались реальные события. МРТ-сканирование позволило установить, что после чтения в левой височной части коры головного мозга участников повышалась активность, которая сохранялась и далее. По мнению ученых, характер изменений в мозге свидетельствовал о том, что читатель начинал себя чувствовать, как герой романа, пишет "Росбалт".  Ученые доказали, что задаваемые книгами изменения в мозгу человека не только сохраняются, но и продолжают происходить уже после того, как книга была прочитана.  Эффект от прочитанной книги может сохраняться надолго, влияя на биологическую активность мозга человека. Правда, исследователи добавляют, что наиболее важным в этом случае элементом является увлекательный сюжет книги, который сможет захватить воображение читателя. Источник: http://www.bfm.ru/news/242407

Будет чудесно, если произведение в руках окажется светлым. А если наоборот, а если сопереживание и вживание в героя уведет с тропинки жизни?

Меня очень вдохновили слова выступающих на открытии Года литературы. Давайте я просто их покажу:

 

Слово — инструмент. И мы можем создать с его помощью рассветное завтра.

С уважением, Наталья Спехова-Роси, писатель, журналист и многодетная мама. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.